Крупнейшим в мире нефтяным компаниям не хватает средств на покрытие затрат и выплату дивидендов несмотря на попытки сократить бюджеты на миллиарды долларов на фоне падения цен на нефть. Так, согласно анализу WSJ, затраты на новые проекты, дивиденды и выкуп акций четырех нефтяных гигантов — Royal Dutch Shell, BP, ExxonMobil и Chevron — в первой половине 2015 г. превысили их денежные потоки от операционной деятельности в общей сложности более чем на $20 млрд.
Аналитики ожидают, что на этой неделе компании снова отчитаются о нехватке средств, поскольку в III квартале цены на нефть опустились до минимального уровня со времен финансового кризиса. Средняя стоимость барреля нефти Brent за этот период составила около $50. Для сравнения: во II квартале она превышала $60, а в 2014 г. была около $100. На торгах в понедельник к 18.37 мск нефть Brent подешевела на 0,4% до $47,8 за баррель.
Дефицит денежных средств подчеркивает туманные перспективы бизнеса Exxon, Chevron, Shell и BP. В последние месяцы нефтяные гиганты были вынуждены снизить расходы более чем на $30 млрд, увольняя рабочих и откладывая проекты; ожидается, что тренд сохранится. «После первоначального шока, отрицания, паники и капитуляции нефтедобытчики, нефтесервисные компании и инвесторы должны смотреть в будущее по-другому, учитывая сценарий нахождения цен на низком уровне в течение длительного времени, или действовать на свой страх и риск», – написали на прошлой неделе аналитики Oppenheimer & Co. По прогнозам инвестбанка, у большинства анализируемых им компаний дефицит свободного денежного потока окажется в этом году рекордным.
Сокращение расходов может помешать компаниям поддерживать или увеличивать нефтедобычу. Exxon, Chevron, Shell и BP уже отложили проекты, позволившие бы добыть 7,3 млрд баррелей нефти, природного газа и других углеводородов, говорилось в июльском докладе Wood Mackenzie. В то же время компании заявили, что не сократят дивиденды. В июне гендиректор Shell Бен ван Берден сказал в интервью, что сделает «все возможное» для сохранения дивидендов, и намекнул на возможное дальнейшее сокращение издержек. «По-моему, в конце концов успех таких компаний, как мы, будет зависеть от способности уменьшить расходы, – заявил он. – [В противном случае инвесторы] не захотят вкладывать в нас деньги».
До сих пор такая стратегия позволяла удерживать инвесторов, несмотря на снижение прибыли, вызванное обвалом цен на нефть. Но у нее есть риски, говорят аналитики и инвесторы. Если цены на нефть быстро не восстановятся, компаниям, вероятно, потребуются годы, чтобы взять расходы под контроль, поскольку уже начатые долгосрочные проекты нелегко остановить.
По прогнозам рейтингового агентства Moody's, проблемы с денежным потоком будут наблюдаться и в 2016 г. У крупнейших в мире вертикально-интегрированных нефтяных компаний его дефицит в 2015 г. составит $80 млрд, а в 2016 г. – $55 млрд при нынешнем уровне цен, предупредило Moody's в сентябре. Но даже в этом случае баланс компаний остается крепким и им не грозит банкротство. Их нефтеперерабатывающие и трейдинговые подразделения, а также сокращение затрат и запланированная продажа активов смягчили последствия падения цен.
Комментируя ситуацию, представители Exxon, Chevron, Shell и BP обратили внимание на усилия, которые они предпринимают, чтобы увеличить денежный поток и сохранить выплату дивидендов. Как заявила Exxon, она сможет выплачивать дивиденды и финансировать капитальные затраты до 2017 г., даже если цены останутся на уровне $50 за баррель. По оценкам Bernstein Research, Shell сможет делать то же самое до 2018 г. Exxon заявила, что ее капиталовложения достигли максимума в 2013 г., а свободный денежный поток в 2014 г. вырос более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом. Exxon единственная из нефтяных мейджоров не отказалась от крупной программы по выкупу акций в 2015 г. в дополнение к выплате дивидендов. Компании также по-прежнему ждут увеличения нефтедобычи, несмотря на снижение расходов.
Не многие нефтяные компании, будь то крупнейшие в мире, национальные или небольшие независимые, могут позволить себе не сокращать затраты при нынешнем спаде цен на нефть, отмечает Тони Хэйворд, председатель совета директоров Glencore и Genel Energy и экс-гендиректор BP. По его мнению, это приведет к сокращению нефтедобычи и вследствие этого к росту цен в будущем. «Очевидно, что мы сеем семена для очень сильного восстановления цен к концу десятилетия», – заявил он в недавнем интервью.
В 2004-2014 гг. затраты Chevron на выплату дивидендов выросли более чем в два раза, а у Exxon – примерно на 70%. У европейских компаний дивиденды выросли не так сильно, но в 2014 г. только у BP они оказались ниже, чем в 2004 г., – во многом из-за последствий разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 г. Тем не менее у нефтяных гигантов наблюдался дефицит денежных средств даже до обвала цен на нефть. Как свидетельствует анализ WSJ, никто из них не смог покрыть дивиденды за счет денежного потока в 2013 г., хотя в тот год средняя цена нефти Brent превышала $100 за баррель.
За последние 10 лет капитальные затраты Exxon выросли почти втрое, а Chevron – почти вшестеро. Даже BP, урезавшая бюджет после аварии в Мексиканском заливе, тратит на разведку и разработку месторождений почти вдвое больше, чем в 2004 г.
Но при нынешних ценах некоторые из амбициозных мегапроектов этих компании выглядят как пустая трата денег. Помимо прочих проектов Exxon, BP и Chevron отказались от планов по бурению на канадском шельфе в море Бофорта в Арктике, где издержки одни из самых высоких в мире, в том числе из-за строгих требований к охране окружающей среды. Shell также отменила или отложила около 40 проектов, включая программу по поиску нефти в Арктике, на которую она потратила примерно $7 млрд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий