пятница, 30 октября 2015 г.

«Аэрофлот» отказался признать Валерия Зайцева гендиректором «Трансаэро»

Как сообщил в интервью "Интерфаксу" гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, Сапрыкину, с его собственных слов, предъявили 27 октября только протокол заочного совета директоров "Трансаэро" от 23 октября.

Если его сняли 23 числа, почему пришли 27 октября, а как же четыре дня мы работали? Он принимал решения, ничего не зная, а они показывают бумажку, что с 23 октября он не работает, - сказал Савельев.

Глава "Аэрофлота" напомнил, что при назначении Сапрыкина на пост гендиректора был очный совет директоров "Трансаэро", на который председатель совета Ольга Плешакова пригласила Сапрыкина.

Как назначался Сапрыкин? Председатель совета директоров "Трансаэро" Ольга Александровна Плешакова пригласила его на очный совет директоров, где он и был назначен гендиректором компании, - сказал Савельев.

По поводу информации о назначении генеральным директором "Трансаэро" Валерия Зайцева, глава "Аэрофлота" сказал: "Зайцева нет еще в ЕГРЮЛе, мы его не видим в этой системе".


четверг, 29 октября 2015 г.

РФ предупредила Германию о рисках транзита газа в ЕС

Он уточнил, что информация была передана министру экономики и энергетики ФРГ Зигмару Габриэлю во время рабочей встречи по вопросам энергетического сотрудничества России и Германии в четверг.

Сегодня Александр Новак также сообщил, что пока не располагает информацией о планах Киева продолжить закупку газа свыше двух миллиардов кубометров, предусмотренных зимним газовым пакетом.

"У нас пока нет таких сведений. Мы ожидаем, что, безусловно, им необходимо продолжить закупку газа, для того чтобы обеспечить как текущие потребности, так и те, которые могут возникнуть в случае возможной хорошей погоды еще для закачки газа, чтобы создать задел для предстоящей зимы", - приводят цитату Новака РИА Новости.

В среду Новак говорил, что "Газпром" получил от "Нафтогаза" 454 миллиона долларов предоплаты в рамках зимнего пакета и поставил два миллиарда кубометров газа. Глава Минэнерго Украины днём раньше заявил, что страна не сможет до конца года накопить в подземных хранилищах ранее запланированные 19 миллиардов кубометров газа. До конца месяца запасы в ПХГ планируется увеличить до 17,2 миллиарда кубометров.


среда, 28 октября 2015 г.

«Уралкалий» планирует сократить 20% сотрудников к 2020 году

Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление финансового директора производителя калийных удобрений Антона Вищаненко.

У нас есть утвержденная программа по снижению численности [персонала] к 2020 г. на 20%, – сказал Вищаненко.

На конец прошлого года численность сотрудников компании составляла 11 000 человек, оставшись на уровне 2013 г.

По словам финансового директора «Уралкалия», компания в вопросах повышения эффективности смотрит на опыт канадской Potash Corp.

Мы провели сравнение нас с канадской компанией Potash Corporation, – отметил Вищаненко.

«У нас в основной компании работает порядка 10 000 человек, у них - 3000 человек, при этом объем производства у них ненамного меньше», - добавил он.

Эта поездка [в Potash Corp] нам уже дала задел на 3-5 лет вперед, что нам надо делать, - отметил финдиректор.


вторник, 27 октября 2015 г.

Нефтяным гигантам не хватает денег

Крупнейшим в мире нефтяным компаниям не хватает средств на покрытие затрат и выплату дивидендов несмотря на попытки сократить бюджеты на миллиарды долларов на фоне падения цен на нефть. Так, согласно анализу WSJ, затраты на новые проекты, дивиденды и выкуп акций четырех нефтяных гигантов — Royal Dutch Shell, BP, ExxonMobil и Chevron — в первой половине 2015 г. превысили их денежные потоки от операционной деятельности в общей сложности более чем на $20 млрд.

Аналитики ожидают, что на этой неделе компании снова отчитаются о нехватке средств, поскольку в III квартале цены на нефть опустились до минимального уровня со времен финансового кризиса. Средняя стоимость барреля нефти Brent за этот период составила около $50. Для сравнения: во II квартале она превышала $60, а в 2014 г. была около $100. На торгах в понедельник к 18.37 мск нефть Brent подешевела на 0,4% до $47,8 за баррель.

Дефицит денежных средств подчеркивает туманные перспективы бизнеса Exxon, Chevron, Shell и BP. В последние месяцы нефтяные гиганты были вынуждены снизить расходы более чем на $30 млрд, увольняя рабочих и откладывая проекты; ожидается, что тренд сохранится. «После первоначального шока, отрицания, паники и капитуляции нефтедобытчики, нефтесервисные компании и инвесторы должны смотреть в будущее по-другому, учитывая сценарий нахождения цен на низком уровне в течение длительного времени, или действовать на свой страх и риск», – написали на прошлой неделе аналитики Oppenheimer & Co. По прогнозам инвестбанка, у большинства анализируемых им компаний дефицит свободного денежного потока окажется в этом году рекордным.

Сокращение расходов может помешать компаниям поддерживать или увеличивать нефтедобычу. Exxon, Chevron, Shell и BP уже отложили проекты, позволившие бы добыть 7,3 млрд баррелей нефти, природного газа и других углеводородов, говорилось в июльском докладе Wood Mackenzie. В то же время компании заявили, что не сократят дивиденды. В июне гендиректор Shell Бен ван Берден сказал в интервью, что сделает «все возможное» для сохранения дивидендов, и намекнул на возможное дальнейшее сокращение издержек. «По-моему, в конце концов успех таких компаний, как мы, будет зависеть от способности уменьшить расходы, – заявил он. – [В противном случае инвесторы] не захотят вкладывать в нас деньги».

До сих пор такая стратегия позволяла удерживать инвесторов, несмотря на снижение прибыли, вызванное обвалом цен на нефть. Но у нее есть риски, говорят аналитики и инвесторы. Если цены на нефть быстро не восстановятся, компаниям, вероятно, потребуются годы, чтобы взять расходы под контроль, поскольку уже начатые долгосрочные проекты нелегко остановить.

По прогнозам рейтингового агентства Moody's, проблемы с денежным потоком будут наблюдаться и в 2016 г. У крупнейших в мире вертикально-интегрированных нефтяных компаний его дефицит в 2015 г. составит $80 млрд, а в 2016 г. – $55 млрд при нынешнем уровне цен, предупредило Moody's в сентябре. Но даже в этом случае баланс компаний остается крепким и им не грозит банкротство. Их нефтеперерабатывающие и трейдинговые подразделения, а также сокращение затрат и запланированная продажа активов смягчили последствия падения цен.

Комментируя ситуацию, представители Exxon, Chevron, Shell и BP обратили внимание на усилия, которые они предпринимают, чтобы увеличить денежный поток и сохранить выплату дивидендов. Как заявила Exxon, она сможет выплачивать дивиденды и финансировать капитальные затраты до 2017 г., даже если цены останутся на уровне $50 за баррель. По оценкам Bernstein Research, Shell сможет делать то же самое до 2018 г. Exxon заявила, что ее капиталовложения достигли максимума в 2013 г., а свободный денежный поток в 2014 г. вырос более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом. Exxon единственная из нефтяных мейджоров не отказалась от крупной программы по выкупу акций в 2015 г. в дополнение к выплате дивидендов. Компании также по-прежнему ждут увеличения нефтедобычи, несмотря на снижение расходов.

Не многие нефтяные компании, будь то крупнейшие в мире, национальные или небольшие независимые, могут позволить себе не сокращать затраты при нынешнем спаде цен на нефть, отмечает Тони Хэйворд, председатель совета директоров Glencore и Genel Energy и экс-гендиректор BP. По его мнению, это приведет к сокращению нефтедобычи и вследствие этого к росту цен в будущем. «Очевидно, что мы сеем семена для очень сильного восстановления цен к концу десятилетия», – заявил он в недавнем интервью.

В 2004-2014 гг. затраты Chevron на выплату дивидендов выросли более чем в два раза, а у Exxon – примерно на 70%. У европейских компаний дивиденды выросли не так сильно, но в 2014 г. только у BP они оказались ниже, чем в 2004 г., – во многом из-за последствий разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 г. Тем не менее у нефтяных гигантов наблюдался дефицит денежных средств даже до обвала цен на нефть. Как свидетельствует анализ WSJ, никто из них не смог покрыть дивиденды за счет денежного потока в 2013 г., хотя в тот год средняя цена нефти Brent превышала $100 за баррель.

За последние 10 лет капитальные затраты Exxon выросли почти втрое, а Chevron – почти вшестеро. Даже BP, урезавшая бюджет после аварии в Мексиканском заливе, тратит на разведку и разработку месторождений почти вдвое больше, чем в 2004 г.

Но при нынешних ценах некоторые из амбициозных мегапроектов этих компании выглядят как пустая трата денег. Помимо прочих проектов Exxon, BP и Chevron отказались от планов по бурению на канадском шельфе в море Бофорта в Арктике, где издержки одни из самых высоких в мире, в том числе из-за строгих требований к охране окружающей среды. Shell также отменила или отложила около 40 проектов, включая программу по поиску нефти в Арктике, на которую она потратила примерно $7 млрд.


понедельник, 26 октября 2015 г.

«Газпром» может дойти до Персидского залива

Россия и Иран могут договориться о своповых поставках газа, считают в правительстве РФ. "Газпром" мог бы поставлять сырье на север страны через Армению или Азербайджан, а в обмен получать газ в местах добычи на юге Ирана. В дальнейшем своп позволил бы "Газпрому" войти на рынок Пакистана и Индии. Но с учетом того, что Иран заморозил строительство первого СПГ-терминала, речь идет, видимо, об отдаленной перспективе.

 

Глава Минэнерго Александр Новак в пятницу сообщил, что РФ предлагает Ирану своповые поставки нефти и газа. Накануне российская делегация в Тегеране вела переговоры с министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане. Как пояснил российский министр, ""Газпром" предлагает не только участие в разработке газовых месторождений, но и организацию своповых поставок газа на север Ирана, поскольку сейчас Иран поставляет газ на север с юга, и это дополнительные издержки по транспортировке". По его словам, Россия могла бы получать взамен газ на юге Ирана свопом в виде либо СПГ, либо трубопроводного газа. В "Газпроме" не стали комментировать такую возможность. Господин Новак уточнил, что своповые операции можно проводить и по нефти, он уверен, что "в ближайшее время проработки этих вопросов будут уже на уровне конкретных договоренностей". Также Иран в течение месяца проведет road show и представит условия участия в своих нефтегазовых проектах, после чего российские компании решат, будут ли они в них участвовать.

 

Иран согласен на своповую схему по газу, говорил в среду Бижан Намдар Зангане. По данным ВР, производство газа в стране в 2014 году составило 172 млрд кубометров, основная часть идет на внутренний рынок с постоянно растущим спросом. Страна, промышленный центр которой расположен на севере (там Иран имеет границу с Арменией и Азербайджаном), транспортирует газ через всю свою территорию с месторождений Персидского залива на юго-западе. "Газпром" мог бы поставлять газ в Иран либо через Армению (поставки из РФ Еревану в 2014 году составили 2 млрд кубометров), либо через Азербайджан. Там мощность трубы (Гази-Магомед--Астара--Бинд--Бианд) существенно больше: 10 млрд кубометров против максимум 2 млрд кубометров в Армению, к тому же нет транзитной страны в виде Грузии. Сейчас Ереван сам получает газ из Ирана по газопроводу, открытому в 2007 году, но это своп — Тегерану отдается электроэнергия из расчета 3 кВт ч за кубометр газа. Иран в течение 20 лет должен поставить Армении 36 млрд кубометров с возможным увеличением срока договора на пять лет и общего объема поставок до 47 млрд кубометров.

 

Если Москва и Тегеран договорятся о свопе, иранский газ мог бы открыть России доступ на новые рынки Пакистана и Индии. Но это отдаленная перспектива, так как действующих СПГ-проектов у Ирана нет: страна начала строительство завода по сжижению газа, однако проект был заморожен. Как сообщал зампред правления "Газпрома" Александр Медведев в интервью корпоративному журналу, даже после того, как с Ирана будут сняты санкции, наложенные в связи с ядерной угрозой, страна сможет поставлять СПГ не раньше 2019-2020 годов.

 

Мощности по производству СПГ могут быть введены в Иране через пять или более лет, соглашается член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. Он отмечает, что Россия, имеющая избыток газа, способна поставлять Ирану столько сырья, сколько потребуется, но Тегеран ограничен в экспортных возможностях, поэтому объемы, скорее всего, будут небольшими, около 5-10 млн кубометров в сутки, их можно вести через Прикаспийский газопровод в Азербайджане.

Углеводороды облегчили бы жизнь Ирану на фоне роста объема газопотребления в стране, которая зимой импортирует их из Туркмении,— говорит эксперт.

Ольга Мордюшенко